Сегодня на смену искусству делать кино приходит искусство делать дела.
Съемка фильма - это не искусство, а сложный бизнес. Конечно, этот факт известен многим. Эдвард Эпштейн наглядо объяснил и доказал, почему это правда. Главная цель его книги - заполнить пробелы в понимании экономики современного Голливуда. Для её написания он использовал многочисленные копии документов, предоставленные продюсерами, режиссерами и другими участниками процесса кинопроизводства, в том числе и секретные данные. Эпштейин этим не ограничился и сыграл эпизодическую роль в одном из голливудских фильмов, изучив кинобизнес изнутри.
Информации очень много. Различие между голливудскими и независимыми фильмами, истинное назначение премии Оскар, основные принципы выбора сценария для съемок, сложные финансовые схемы, особенности контрактов. При чтении возникает ярый азарт, заставляющий выделять стикерами большое число абзацев для дальнейшего обдумывания.
Любой фильм - огромный денежный мешок из которого каждый жаждет получить свою долю. Киностудии и актеры создают контракты таким образом, чтобы при любом развитии событий получить максимальную сумму денег. Чем искуснее и профессиональнее он создан, тем больше получит кинокомпания или голливудская кинозвезда, и меньше все остальные. Благодаря таким схемам, они получают прибыль даже в том случае, если фильм провалится в прокате. Притом нет никаких общих правил для написания контрактов и распределения финансов, для каждого фильма эти документы индивидуальны. Киностудии применяют сложные финансовые схемы и используют иностранные субсидии для покрытия большей части бюджета, никогда не разглашая настоящие доходы от проката фильма. А какие уловки они используют для инвесторов!
Аудитория для каждого фильма создается с нуля, а на рекламные кампании тратится огромное число средств. При этом целевой аудиторией является молодежь - главные потребители попкорна и поклонники франшиз. Поэтому Голливудские фильмы снимаются в тех городах, где это выгодно, выбирают тех актеров, что привлекут большинство людей, и предпочитают сценарии, ориентированные на подростков. Тяга к прекрасному? Искусство? Ничего подобного. Только выгода.
Хорошо, с Голливудскими фильмами все ясно, воскликнете вы. А как насчет независимого кино? Здесь все намного сложнее. Процедура согласования сценария, поиска инвестиций и утверждения фильма, в первом случае намного легче, чем во втором. Для съемки независимого кино необходимо пройти огромное число инстанций и обязательно привлечь к съемкам голливудскую звезду. Конечно, многие режиссеры были бы рады снять отличный художественный фильм, но им мешают многочисленные ограничения и сложности финансирования. Независимое кино занимают небольшую долю всего рынка киноиндустрии и, к сожалению, медленно, но верно, погибает.
В Голливуде очень сложно произвести картину с новым сюжетом.
А как же премия вручения Оскар? Все эти фильмы, победы, престиж? Спешу вас разочаровать, Оскар создан лишь для поддержания имиджа киноиндустрии и поддержки мифа о том, что Голливуд делает подлинное искусство в виде фильмов.
В конце Эдвард Эпштейн кратко описывает историю Голливудского кино. Читая, удивляешься, насколько кинобизнес живуч. С развитием технологий, ему регулярно предсказывают погибель. Но он показывает удивительную жизнестойкость, изворотливо подстраиваясь ко всем изменениям.
Ох, и это всего лишь часть того, что я узнала. Читать было невероятно интересно. После прочтения книги, я стала боле осознанным взглядом смотреть на кинобизнес. Эдвард Эпштейн пишет весьма увлекательно, подкрепляя все факты вескими аргументами. В результате, можно лишь сказать, что они подтверждают основную мысль, что киноиндустрия - это бизнес, безжалостный и беспощадный, в котором нет места искусству.